1

Уважаемые родители!

Позвольте напомнить вам слова замечательного советского поэта Роберта Рождественского:

«Хотите ли вы, не хотите ли, но дело-то, собственно, в том, что все мы сначала родители, а всё остальное — потом».

Вы - родители. Вы дали жизнь своему малышу, не спали ночами, реагируя на каждый его вздох, на каждый крик. Вы так ждали его первого слова, его первого шага... И наконец вы дошли с ним до школы. Кажется, наконец-то подрос до самостоятельных шагов. Но это только кажется. Каждый самостоятельный шаг первоклассника за порогом дома продумывается, прорабатывается, проходится вместе с вами, родителями. И не один раз.

Вот примерная схема этой работы.

Прежде всего родители и ребёнок-первоклассник на схеме микрорайона (и в этом поможет Паспорт дорожной безопасности) находят свою школу и свой дом. Внимательно изучают улицы и дороги, которые ведут от дома до школы. Смотрят, какие пешеходные переходы встречаются на пути. Есть ли перекрёстки со светофорами. Может быть, даже подземные переходы. Или «зебры», которые, как полосатые мостики, легли от одной стороны улицы до другой.

Определили самый короткий путь. Самый длинный путь. И самый безопасный путь. И даже если самый безопасный путь — не самый короткий, выбираем его.

Запомнили:

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПУТЬ — НЕ САМЫЙ КОРОТКИЙ, А САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ!

Внимание! Даже на этом самом безопасном пути выделяем участки повышенной опасности.

А вот теперь берём ребёнка за руку и идём с ним по нашему безопасному пути. Первый шаг - из дверей подъезда. Подъезд выходит во внутренний двор?

Внимание! Сейчас в каждом дворе возле подъездов припарковались автомобили. Их владельцы тоже по утрам спешат на работу. Машины одна за другой разворачиваются, дают задний ход, объезжают соседние транспортные средства. Водителям чаще всего не до маленького пешехода, внезапно вышедшего из подъезда. Они его не видят. И вот здесь - стоп!

ПРИУЧИТЕ РЕБЁНКА ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ ПОДЪЕЗДА ОСТАНОВИТЬСЯ И ОСМОТРЕТЬСЯ. ЭТО ЕГО ПЕРВЫЙ «СТОП» НА УЛИЦЕ.

Взрослые берут ребёнка крепко за руку, за запястье, а не за ладошку. Ладошка легко выскользнет из руки взрослого. Ребёнок шагает справа, как можно ближе к стене дома.

Далее вы выходите на тротуар внешней стороны дома. На улице снова идёте по правой стороне тротуара. У нас - правостороннее движение и для водителей, и для пешеходов.

Дошли до пешеходного перехода - «зебры». Дорога неширокая. Здесь светофора нет. Но и здесь вдоль всего тротуара — машины, машины, машины.

Стоп! Остановились. Осторожно прошли вдоль боковых частей стоящих возле «зебры» машин и выглянули из-за них на проезжую часть дороги. Осмотрелись. Ни справа, ни слева машин нет? Спокойным шагом переходим по «зебре» на противоположную сторону улицы.

ЭТО ВТОРОЙ ВАШ «СТОП» НА УЛИЦЕ.

Но впереди ещё одна дорога. Широкая, многополосная. Вдоль тротуаров - остановки общественного транспорта, киоски. Одни киоски ближе к стенам домов. Другие - к бордюрным полосам тротуаров. Подземного перехода поблизости нет. Зато есть наш неутомимый друг светофор и «зебра». Подошли к светофору, но встали подальше от бордюра тротуара.

ЭТО ВАШ ТРЕТИЙ «СТОП» НА УЛИЦЕ.

На пешеходном светофоре — красный свет. Стоп! Дороги дальше нет. Помигал, зажёг зелёный. «Разрешаю вам идти. Всем — счастливого пути!» Но мы всё-таки не торопимся. Ждём, когда все автомобили закончат движение и встанут как вкопанные. Они стоят? Вот теперь мы спокойно переходим проезжую часть дороги.

Дошли до остановки автобусов, троллейбусов. Сели на свой маршрут. Доехали. Вышли. Всё. В двадцати метрах от вас - школа.

Но может быть и другой вариант. Доехали. Вышли. И надо снова перейти проезжую часть дороги.

Прежде всего - ждём, когда отъедет автобус. Никакие другие рекомендации (типа «обходи автобус...») не допускаются.

СТОЯЩИЙ У ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ НЕ ОБХОДИМ НИКОГДА!

Подошли к «зебре». Остановились. Осмотрелись. На дороге машин нет? Или все остановились и пропускают вас? Переходим на другую сторону улицы. При этом - наблюдаем за дорогой и машинами.Теперь - всё в обратном порядке. И так - много раз.

Задача взрослых - довести до автоматизма поведение ребёнка по дороге «дом - школа - дом». Объяснить ему, в чём заключаются опасности на этом пути, почему надо вести себя так, а не иначе. Так же надо поступить с маршрутами внешкольных интересов ребёнка: Дворец творчества, стадион, дома бабушки с дедушкой и т.п.

Обучающийся младших классов никогда не должен находиться на дороге один. Не можете отвести ребёнка в школу сами - скооперируйтесь с соседями, чьи дети также ходят в эту школу, по принципу: сегодня вы выручите меня и отведёте в школу моего ребёнка, а завтра я отведу в школу вашего.

Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения - это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.

Для этого требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками в семье и в школе.

ПОМНИТЕ!!!

Учителя – не доучили,

Родители – не досмотрели,

ГИБДД – не доорганизовало,

Водитель – не среагировал,

а в результате – ребенок пострадал в ДТП.

Профилактика аварийности с участием детей является одним из главных направлений совместной деятельности ГУОБДД МВД России и Минпросвещения России. ГУОБДД МВД России совместно с экспертным центром "Движение без опасности" разработали материалы по профилактике ДТП с участием детей-пассажиров.В материалах предложены пять видеороликов: "Инспектор ГИБДД", "Врач-акушер", "Дорожный инженер", "Педагог", "Инструктор по вождению", а также короткометражный фильм "Маленькие вещи имеют огромное значение".

https://www.youtube.com/watch?v=sIYuEKEJvPU
https://www.youtube.com/watch?v=cIhWk_-gNdY
https://www.youtube.com/watch?v=rTB2fDi3IoY
https://www.youtube.com/watch?v=l1zPjBL-NQA
https://www.youtube.com/watch?v=tfNHNfdZ8sc
https://www.youtube.com/watch?v=gb2UafSpJpM

Рекомендации по использованию материалов, направленных на профилактику ДТП с участием детей-пассажиров

Рекомендации родителям школьников начальных классов

Правила безопасности

Рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Дом – школа – дом»

Советы психолога как уберечь ребенка от опасности

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге

Памятка школьнику

Памятка для родителей по обучению детей Правилам дорожного движения

Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»